Ремейк или плагиат: «Танцевальные истории» не обошлись без скандала
14-15 марта в Крокус Сити состоялся ежегодный турнир по спортивным бальным танцам «Танцевальные истории». Соревнования в который раз подтвердили свой статус одного из самых красивых турниров WDC на территории России. На конкурсной площадке прошел также долгожданный Чемпионат Европы по латиноамериканскому шоу среди профессионалов, приготовивший для зрителей и участников немало сюрпризов…
…И повод для бурного обсуждения: номер итальянской пары Дэвида Фумагалли и Деборы Макалюсо оказался очень похож на номер Владимира Карпова и Марии Тзапташвили, который пара исполнила 3 года назад. Впечатления Марии Тзапташвили, которая присутствовала на турнире, результаты соревнований и видео обоих номеров — читайте и смотрите в нашем репортаже.
Прежде всего, хочется отметить, что «Танцевальные истории» — турнир, которым Российский Танцевальный Союз может, действительно, гордиться. Красивый, самобытный, с великолепной музыкой и огромным количеством пар из десятка стран, он, без сомнения, готов занять почетное место среди таких знаменитых соревнований, как Ассен и Дисней.
Самой интригующей частью турнира для многих стал Чемпионат Европы по латиноамериканскому шоу среди профессионалов. 14 танцевальных дуэтов из России, Италии, Нидерландов, Израиля и Приднестровья представили российской публике свои номера. Ведущим конкурса выступил Станислав Попов.
Латиноамериканское шоу – это всегда ярко, захватывающе и непредсказуемо. Образы, появлявшиеся на паркете, радовали своим разнообразием: перед зрителями появились и Барби с Кеном, и стюарды авиалайнера, и звезды бразильского карнавала. С большим восторгом публика приняла номер итальянской пары, оставшейся в полуфинале, Луиджи Тиберия и Эмануэллы Ди Пасквале: правая рука партнерши была привязана веревкой к левой руке партнера. Невероятно страстный номер представили финалисты конкурса, пара из Севастополя Александр Елизаров и Наталья Иванова. Красный платок, выхваченный Натальей из нагрудного кармана Александра, символизировал вырванное и кровоточащее сердце. Рок-композиция Павла Трошичева и Ольги Заливаловой порадовала и зажигательной музыкой, и черными кожаными костюмами, так непохожими на привычную блестящую латину.
Александр Елизаров и Наталья Иванова
Но самая ожесточенная борьба развернулась между тремя призерами соревнований. Три самых необычных, самых выверенных и захватывающих номера представили: российская пара Арсен Агамалян и Оксана Васильева, приднестровская пара Дмитрий Тарута и Елена Паршукова, а также пара из Италии Дэвид Фумагалли и Дебора Макалюсо. Шоу оказались настолько великолепны, что выбрать лучшее из них было не под силу даже опытным судьям: результаты тройки призеров разнились буквально в 1 балл.
Бронзовая медаль Чемпионата Европы досталась приднестровской паре: Дмитрию Таруте и Елене Паршуковой. Их яркий номер «Первобытная любовь» необычно выделялся на фоне многочисленных лирических композиций. Шутливый, озорной, он особенно полюбился детям. Пара в буквальном смысле «выстрелила» с данной программой, год назад Дмитрий и Елена остались на Чемпионате Европы в полуфинале. «Радует очень теплый прием зрителей, – поделился своими эмоциями Дмитрий, – утром у нас был технический смотр, и детки «соло» активно поддерживали нас! И сейчас очень приятна реакция московской публики. «Танцевальные истории» — очень красивый турнир, с каждым годом он становится все краше. Да, есть мелкие недочеты, но в целом турнир отличный!»
Дмитрий Тарута и Елена Паршукова
Золото вновь досталось действующим Чемпионам Европы, без преувеличения, звездам латиноамериканского шоу – Арсену Агамаляну и Оксане Васильевой. Их номер «Кармен» — горячий, как огонь, страстный, яркий, заставил зрителей в буквальном смысле затаить дыхание. Образы, созданные танцорами на паркете, идеально воссоздали сюжет новеллы Проспера Мериме о любви и ревности офицера и цыганки. Победу Арсен и Оксана выдирали у своих конкурентов чуть ли не зубами: в финальном туре было видно, что оба испытывают необычайную нагрузку.
«Очень приятно танцевать на домашней площадке, – рассказывает Арсен, – но и очень сложно танцевать нам с Оксаной сегодня, мы принимаем участие в проекте «Танцуй» на «Первом канале», и эти две недели были временем активной подготовки к очередному кастингу. Поэтому усталость просто колоссальная. Сейчас мы вышли в топ-50 проекта «Танцуй», боремся за топ-24. Оставаться ли дальше… не знаю. Проект дал много интересных ощущений, но бальные танцы, к сожалению, страдают». Тем не менее, первое место стало абсолютно заслуженным: зал был в восторге от испанской страсти, разгоревшейся на паркете! А упорная борьба, кажется, сделала золото еще более долгожданным для российской пары.
Арсен Агамалян и Оксана Васильева
Самая неоднозначная реакция публики и танцевального сообщества досталась паре итальянцев, которую судьи вывели на второе место. Дэвид Фумагалли и Дебора Макалюсо представили номер на драматическую мелодию из кинофильма «Список Шиндлера». Номер красивый, трогательный и отлично выполненный с точки зрения техники, если бы не одно «но». 3 года назад на Чемпионате мира по латиноамериканскому шоу по версии WDSF великолепная пара Владимир Карпов и Мария Тзапташвили исполняли слишком похожий номер. Та же музыка, те же образы. Даже хореографию итальянские спортсмены во многом повторили за российской парой.
Дэвид и Дебора уже исполняли данный номер на Чемпионате в Ассене, но тогда информация о нем почти не дошла до российской публики. За две недели до Чемпионата Европы в Москве Мария Тзапташвили узнала о том, что у их пары появились своеобразные «последователи», и пришла в Крокус посмотреть на них.
Дэвид Фумагалли и Дебора Макалюсо
Свое отношение к произошедшему Маша комментирует весьма неохотно и очень печально: «Вы сами все видите на паркете, – говорит Мария, – ну что я могу добавить?! 80% нашей хореографии… Если люди идут на это – они беспринципные. Я к ним подошла, а они говорят, я должна радоваться, что они с моим номером Чемпионат Европы танцуют! А как я могу радоваться? Этот номер – это силы, деньги, сломанная нога!», — Маша машет рукой.
Между тем, в соответствии со статьей 1259 Гражданского Кодекса РФ «Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства: <…> хореографические произведения и пантомимы)», а автором произведения – «лицо, творческим трудом которого оно создано». Никто не станет спорить с тем, что сложная хореографическая постановка – результат творческого труда. Более того, Мария и Владимир станцевали это шоу три года назад, чему есть масса доказательств: видео и сотни зрителей Чемпионата Мира, а для юристов это является достаточным основанием признать Марию и Владимира, а также хореографа Виктора Никовского правообладателями. То есть ответ на вопрос об авторских правах очевиден. Только захотят ли российские танцоры выяснять отношения в суде?
Больше всего многих удивило то, что пара, действительно сильная и яркая, могла бы и без использования чужой идеи по праву занять второе место. Интересно, что зрители, присутствующие в зале и не знакомые с творчеством Марии и Владимира, искренне восхищались итальянским дуэтом.
Разделились даже мнения профессиональных танцоров: кто-то видит в двух номерах лишь общую идею и два совершенно разных танца, кто-то – откровенное копирование. Мы предлагаем нашим читателям самим разобраться и сравнить два видео, а заодно попытаться ответить: допустимо ли такое в мире танцевального спорта?
Номер Владимира Карпова и Марии Тзапташвили:
Номер Дэвида Фумагалли и Деборы Макалюсо (Ассен-2014):
ТЕКСТ: Анна Турченкова
ФОТО: Сергей Сивкович
.