Майя Плисецкая: "Характер — это и есть судьба"
Сегодня весь мир отмечает 90-летие прославленной российской балерины Майи Плисецкой.
Человек невероятного таланта и благородства — Майя Михайловна — прожила долгую и яркую жизнь, наполненную многочисленными событиями, оставив после себя неоценимое культурное наследие. Каждый танцор, да что там танцор, каждый житель нашей страны знает имя этой легендарной балерины, а всё наше общество чтит её память и благодарно ей за неоценимый вклад в развитие русского балета.
Сегодня мы предлагаем вспомнить легендарные роли великой балерины, кроме того представляем выдержки из её книги "Я, Майя Плисецкая", вышедшей в 1994 году.
Умирающий лебедь
Эту роль Майя Плисецкая сыграла… в 14 лет. Номер был поставлен специально для юной балерины прославленным хореографом Суламифь Мессерер. Этот великий балетный педагог уже тогда чувствовала огромный потенциал Плисецкой. А потому роль умирающего лебедя юная Майя тогда исполнила, еще не попробовав себя в "Лебедином озере".
«Я исповедую и поныне, что поклоны — составная часть спектакля. Публика должна унести с собой не только впечатление от танца, но и весь имидж танцовщика, как виньеткой, обрамленный пластическим благородным ответом публике за приятие. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост. Простите за дерзкое сравнение».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В МОСКВЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ МАЙЕ ПЛИСЕЦКОЙ
Лебединое озеро
Партия Одетты-Одиллии из этого легендарного балета стала, без сомнений, одной из ключевых ролей балерины. Впервые станцевав ее в возрасте 22 лет, Плисецкая исполняла ее еще 30 лет.
«Это пробный камень для каждой балерины. Ни за что не спрячешься, ничего не утаишь. Все на ладони: два образа — вся палитра красок и технических испытаний, искусство перевоплощения, драматизм финала. Балет требует выкладки всех душевных и физических сил. Вполноги «Лебединое» не станцуешь. Каждый раз после этого балета я чувствовала себя опустошенной, вывернутой наизнанку. Силы возвращались лишь на второй, третий день».
Кармен-сюита
Идея создать балет по мотивам "Кармен" принадлежала именно Плисецкой — сам образ героини всегда был близок балерине. Этот балет — совместное творчество многих людей, однако ключевой дуэт — Майя Плисецкая и Родион Щедрин.
«Щедрин всегда был в тени прожекторов моего шумного успеха. Но, на радость мою, никогда не страдал от этого. Иначе не прожили бы мы безоблачно столь долгие годы вместе. Это — и по счастливой природе независтливого характера своего, и благодаря спокойной убежденности в силе своих великих изначальных творческих возможностей. Да еще постоянная погруженность в музыку. Елена Михайловна Ильющенко спросила меня однажды, когда я только вышла замуж за Щедрина: «Как можно лечь в постель с человеком, у которого в голове всегда музыка?» Можно, Елена Михайловна, можно, и совсем неплохо можно!..».
Болеро
Этот балет — первая работа и начало сотрудничества Майи Плисецкой с хореографом Морисом Бежаром. Представлен он был 40 лет назад — на 50-летний юбилей балерины. Кроме того, тогда, в Бельгии, была создана телевизионная версия премьерной постановки.
«В России юбилеи всегда в чести. Направо-налево раз дают звания, премии, орденишки, грамоты. Как замаячит какая круглая дата, люди приходят в смятение и беспамятство — не упустить бы свой шанс, урвать то, что достанется. Выгрызть. Следующий юбилей подойдет нескоро — состаришься. Начинаются отчаянные интриги, подсидки, многие руки не ленятся подметные письма писать. Кто прыток — прорвется на прием к важному партийному лицу, грязью зальет всех и всякого».
Анна Каренина
С этим произведением у Майи Михайловны связано много нового: именно в роли Бетси-Тверской она впервые выступила в качестве драматической актрисы, кроме того в спектакле, поставленном на сцене Большого театра, балерина впервые попробовала себя в качестве хореографа.
«За целую свою жизнь я встретила лишь нескольких балетмейстеров-творцов, у которых был природный Божий дар к сочинительству танца. Господь Бог так скуп на балетмейстерский талант от рождения! Блистательный танцор, умница, образован, начитан, хороший слух, а балетмейстер… убогий, никудышный. Вот и начинает лжетворец перелицовывать, заимствовать, перетряхивать удачные постановки прошлого. Бессвязно заполнять музыкальное пространство примитивными классными комбинациями да добавить по моде — натужно вымученный некий танец-модерн, заимствованный с видеопленок или подсмотренный на сцене у современных столпов модерна. В итоге — Тришкин кафтан, с миру по нитке — голому рубашка…».